Земельный и на имущество налог: отличие

Чтобы понимать особенность темы, рассмотрим две статьи Налогового Кодекса РФ:Земельный налог и налог на имущество: отличие

Правила налогообложения

Статья 38: земельные наделы, а также другие объекты, включая водные или иные ресурсы природы, не являются официально представленными объектами налогообложения;

Статья 389: Земельные участки выступают объектом налогообложения по земельному сбору. Но они относятся к недвижимому имуществу, не входят в перечень налогообложения на него. Они подлежат обложению по отдельному налогу, а именно – земельному. Таким образом, ответ на вопрос о том, облагается ли дом земельным налогом, отрицательный. У дома свой сбор: имущественный.

Плательщики

Это собственники земельного надела, которые распоряжаются ими в соответствии с правами. Кроме того, платить налог обязаны лица, которые пользуются участками, находящимися в режиме постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Арендатор не выплачивает обязательный сбор. Вместо него это делает арендодатель.

Земельный налог относится к категории местных, алгоритм его уплаты, сумма установлены властями в регионах.

Оплата земельного сбора происходит единожды в год, в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Это база, служащая исчислением налога.

Его конкретные ставки устанавливаются в соответствии с местным законодательством, но власти не должны превышать его размер, установленный на федеральном уровне.

Земельный налог и налог на имущество: отличиеОбъекты налогообложения

Для юридических лиц существует обязанность по уплате налога на земельный надел, находящийся у них в:

  • пользовании;
  • распоряжении во временном порядке;
  • постоянном распоряжении;
  • ДУ.

Кроме того, земля облагается налогом, если была получена по концессуальному соглашению.

В ст. 401 НК РФ существует список объектов, за которые имущественный налог уплачивается населением:

  • дом жилого назначения;
  • квартира, комната;
  • гараж или место под авто (индивидуального, постоянного пользования);
  • имущество недвижимого назначения, строение, возведенное в виде единого комплекса;
  • объект, относящийся к категории незавершенного; иная недвижимость, включая земельные наделы.

Законодатель ввел уплату земельного налога для собственников коммерческой недвижимости. Но он одновременно вводит послабление: 50% площади здания не входит в налогооблагаемую базу. Для того чтобы получить эту льготу в налоговый орган направляется соответствующее уведомление.

Налог на имущество и земельный надел

По земельным участкам ответ на этот вопрос весьма конкретен. В частности, Министерство Финансов в письме от 2014 года разъясняет, что земельные наделы, которые принадлежат организациям, не облагаются имущественным налогом.

Дополнительно, это положение о том, что земельные наделы юридических лиц, вместе с водными, иными объектами, относятся к объектам, связанным с уплатой земельного налога.

Но участки не входят в перечень объектов, облагаемых обязательным сбором на имущество.

Земельные участки по НК РФ облагаются земельным налогом. Этому вопросу посвящена 31 глава. Плательщиками налога выступают юридические лица – собственники земельных участков, располагающихся в черте муниципальных образований. Исходя из письма Минфина, можно сделать несколько выводов:

  • законодатель ввел два вида имущественного налога: для граждан и организаций;
  • это платежи, имеющие разный уровень и определенные ставки.

Законодатель ввел определенные перечни объектов, которые облагаются имущественным налогом. Для некоторых групп граждане возможно получение льгот, которые могут освободить их от выплаты обязательного сбора в пользу государства. Налог на имущество не действует в отношении земельного надела.

Земельный налог и налог на имущество: отличиеСтавка налога

Земельный налог представляет выплаты, которые передаются гражданами, а также юридические лица в казну. Это обязательное условие при владении земельным участком.

В 2019 году произошли изменения по выплате в казну государства земельного налога:

  1. Увеличение выплат. За 2018 года налог исчислялся по 80% от кадастровой стоимости земли. В 2019 будет расчет по 100% от кадастровой стоимости. При подаче декларации и порядка уплаты налога в 2019, расчет будет исчисляться по 80% от стоимости земли. В 2020 по 100%.
  2. Кадастровая стоимость подвергается переоценке. В связи с тем, что рассматриваемый сбор повышается в 2020 году из-за внесенных поправок, властями МО планируется переоценка кадастровой цены на земельные наделы. Это еще связано с тем, что их общая переоценка в МО происходила примерно в 2012 г.г. Цена участков за это время снизилась. И поэтому можно ожидать уменьшение земельного сбора.
  3. Реформирование системы по оценке земельного надела по кадастру. С 2019 года в планах государства — возложение функций по кадастровой переоценке планируется на «Центр кадастровой оценки». Ранее, этим вопросом занимались коммерческие организации, исходя из этого, цены на аналогичные объекты разнятся между собой до сих пор.
  4. Периоды переоценки имущества. С 2019 года вступает в силу новшество, которое касается переоценки имущества. Если человек, который не согласился с размером земельного налога, ему начисленным, обращался в Росреестр за переоценкой, то можно было добиться перерасчета за действующий и предыдущий налоговый период. С 2019 года перерасчет будет происходить только за последующие периоды.
  5. Перерасчет налога для населения, категория – граждане.

Плательщики земельного налога

Они делятся на 2 группы:

  1. Граждане – ИП, физические лица, которые являются собственниками земельного участка.
  2. Юридические лица – это коммерческие структуры, а также организации некоммерческого назначения.

Закон разрешает не платить обязательный сбор, а также устанавливает по нему льготы категория юридических лиц:

  • социальная область;
  • направление религиозного толка;
  • научные предприятия;
  • учреждения научного и исследовательского назначения;
  • учреждения Минюста, созданные на бюджетной основе.

Земельный надел не облагается налогами:

  • находится в аренде, в пользовании срочного характера;
  • входит в состав водных, лесных фондов;
  • земли, на которых размещены объекты, относящиеся к культуре, истории, науки;
  • земли, изъятые из оборота (парки, заповедные зоны).

Лица, освобожденные государством от земельного налога:

  • имеющие статус героев;
  • участники военных действий, вышедшие на пенсию;
  • лица, которые пострадали в ЧП с выбросом веществ радиоактивного свойства;
  • лица, которые начали заниматься сельским хозяйством, могут не вносить земельный надел в первые пять лет.

Льготы необходимо оформлять. Поэтому получение послабления в уплате налога, либо полного от него освобождения носят заявительный характер. Кроме названных лиц, льготы полагаются инвалидам, но первых дух групп, а также пенсионерам.

Для получения льгот пишется заявление в налоговый орган. К нему прилагается документ, указывающий на категорию льготника, а также паспорт. Кроме того, бумаги на земельный участок. В самом заявлении необходимо указать следующую информацию:

  • код налогового органа, обслуживающий земельный участка налогоплательщика;
  • реквизиты собственника участка;
  • данные о наделе;
  • ИНН;
  • группа инвалидности, если владельцем является лицо, обладающее этим статусом;
  • текст должен быть написан лаконично, с изложением просьбы, причинами ее предоставления.

Земельный налог и налог на имущество: отличиеРазмер налога

На него влияют показатели:

  • стоимость по кадастру;
  • ставка, принятая в конкретном регионе;
  • льготы.

Налоговый кодекс установил верхний лимит ставки. Орган власти на местах, так как этот сбор напрямую относится к его ведению, может изменять ставки. Но не в большую сторону, которая установлена на федеральном уровне. Таким образом, региональные власти вправе уменьшать размер земельного сбора, но не повышать его!

В зависимости от вида участка, которым владеет человек, различают две ставки налога:

  • 0,3% величины, которая рассчитывается от кадастровой цены недвижимого имущества, что является пониженной ставкой. Она используется только в отношении участков сельскохозяйственного назначения, садовых товариществ. А также участков, предназначенных для возведения на них домов жилого назначения, комплексов коммунального типа.
  • 1,5 % от общей кадастровой стоимости – этот показатель используется в отношении остальных земель, не перечисленных в первом случае.

Если человек недавно приобрел земельный участок и хочет оценить, сколько ему необходимо уплачивать в бюджет государства, узнать информацию можно, посетив официальный веб-ресурсе налогового органа.

Налог на имущество физических лиц в 2020 году Ссылка на основную публикацию Земельный налог и налог на имущество: отличие

Источник: https://prozemlu.ru/nalog-na-imushhestvo-fizicheskih-lits/

Налог на имущество и земельный участок — в 2020 году, для физических лиц и организаций, облагается ли дом, порядок уплаты и подача декларации

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2020 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и Земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Как рассчитывается налог в этом случае, читайте в статье «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости».

Пример применения коэффициентов Кв и Ки одновременно вы найдете здесь.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Читайте также:  Чем апартаменты отличаются от квартиры по статусу?

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию компаниям нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ). Налог по итогам года платят в срок, установленный в регионе, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ).

ВАЖНО! Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными для региона.

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2018, право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в регионе (из местного земельного закона). Льготы или повышающие коэффициенты этим законом не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

где:

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

О том, как поступить в отношении налога, если кадастровая стоимость для участка не установлена, читайте в материале «Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена».

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные региональным законом льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

Итоги

Для решения вопроса, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Наступил новый, 2020 год, и, вместе с ним, новый налоговый период для граждан, владеющих недвижимостью. И хотя срок уплаты налогов еще далеко, уже сейчас необходимо ознакомиться со всеми нюансами налогообложения, с тем, чтобы знать свои права и обязанности.

Порядок исчисления налога на имущество с 2020 года

Собственники жилых домов, коттеджей, таунхаусов, дуплексов, а также дач, гаражей, хозяйственных построек должны платить налог на имущество в полном объеме и в установленные сроки.

Величина налога зависит от цены объекта недвижимости, налоговой ставки и количества полных месяцев владения активом в году. В свою очередь, оценка объекта может быть инвентарной и кадастровой.

Как определяется стоимость объекта недвижимости?

Земельный налог и налог на имущество: отличие

С 2020 года в нашей стране происходит плавный переход от инвентаризационной оценки объектов недвижимости к кадастровой. До этого все имущество граждан оценивалось значительно ниже, чем его реальная рыночная стоимость. Это было связано с несовершенством системы технической инвентаризации.

С этого момента начался поэтапный переход к кадастровому учету в ряде пилотных российских регионов, в том числе в Подмосковье. По мнению государства, кадастровая стоимость более адекватно отражает оценку активов исходя из цены, сложившейся на рынке в текущий момент. В свою очередь, она также со временем пересматривается (не чаще, чем 1 раз в 3 года, а в Московской области — 1 раз в 2 года).

Чтобы не допустить резкого повышения налоговой нагрузки, в течение последних четырех лет кадастровая оценка последовательно корректировалась на поправочный коэффициент, начиная с 0,2 в 2020 году до 0,8 в 2020 году. В 2020 году налог будет рассчитываться без поправочных коэффициентов, на основе полной стоимости каждого объекта.

Важно: С 2020 года прекращается действие понижающих поправочных налоговых коэффициентов

Граждане могут узнать стоимость принадлежащего им недвижимого имущества на официальном сайте Росреестра. Для этого следует указать кадастровый номер объекта. Здесь же предусмотрен сервис для собственников – калькулятор налога, в котором можно самостоятельно рассчитать величину платежа в бюджет.

Важно: Кадастровую стоимость имущества можно оспорить.

Если вы не согласны с текущей оценкой недвижимости, необходимо подать заявление о ее пересмотре в оценочную комиссию, созданную при администрации муниципалитета. Сделать это можно через многофункциональный центр.

Ставки налога на имущество в 2020 году

Размер налогов на дом или участок обусловлены категорией объекта и его стоимостью. Категория недвижимости – это ее предназначение. По этому параметру налоговые органы различают:

  • жилые дома;
  • дачные и садовые дома;
  • гаражи;
  • хозяйственные постройки;
  • единые комплексы недвижимости с жилым домом;
  • объекты незавершенного строительства.

Садовый домик, расположенный на садоводческом или дачном участке, и не пригодный для постоянного проживания, в регистрационных документах может именоваться как дом нежилого назначения. Согласно последним поправкам в Налоговом Кодексе РФ, они приравнены к жилым домам по части расчета налога на имущество.

Важно: Скидок и послаблений в уплате налогов для владельцев садовых домов больше нет.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, согласно положениям НК РФ. В таблице приведены ставки для расчета платежей в бюджет, утвержденные в некоторых муниципалитетах Московской области:

Наименование объекта Категория объекта Площадь, квадратных метров Ставка, %
Дом, коттедж, таунхаус, дуплекс, дачный дом Жилое Не имеет значения 0,1
Единый комплекс недвижимости, включающий жилое помещение Жилое Не имеет значения 0,1
Объект незавершенного строительства Жилое Не имеет значения 0,1
Гараж, хозяйственная постройка Нежилое Менее 50 До 0,1
Гараж, хозяйственная постройка Нежилое Более 50 До 0,5

Отдельные муниципальные образования могут уменьшить ставку налога до нуля, либо увеличить ее, но не более чем в три раза.

Порядок расчета налога на имущество

Земельный налог и налог на имущество: отличие

Граждане обязаны уплачивать налоги только по тем активам, на которые у них есть право собственности, подтвержденное соответствующим документом – «Свидетельством», либо выпиской из кадастра (выдается с 2020 года).

Алгоритм расчета платежей в бюджет следующий:

Н = (КС – НВ) х С, где:

  • Н – величина платежа за текущий год;
  • КС — кадастровая стоимость недвижимости;
  • НВ – стоимость имущества, необлагаемая налогом;
  • С — налоговая ставка.

Налоговый вычет положен всем собственникам и составляет 50 кв. м на жилой дом, либо 1 млн. руб. на комплекс строений с жилыми помещениями. Если гражданин владеет двумя домами, он может применить вычет только на один из них.

Для того, чтобы показать как рассчитываются налоги на дома с участками приведем несколько примеров:

Пример 1:

Источник: https://geroj-nashego-vremeni.ru/chto-nuzhno-znat-o-naloge-na-imushhestvo-i-zemelnyj-uchastok

Какое имущество облагается земельным налогом

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Участки, не облагаемые земельным налогом

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:

  •  изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
  •  ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).
  • входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
Читайте также:  Установление факта нахождения на иждивении

Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

Льготы по земельному налогу

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • не облагаемой земельным налогом суммы;
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение?

Ответ: да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.

Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).

Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).

После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:

  • в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
  • за плату в совместную собственность членов такого объединения.

Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):

  • в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
  • в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).

Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю?

Ответ: нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст.  14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141).

В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г. № А56-58100/2009).

Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ.

По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
  • для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кадастровая стоимость земли не определена

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, обязанность по уплате земельного налога не возникает. Нормативная цена земли в этом случае не используется. Положения пункта 13 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, которые предусматривали применение нормативной цены, с 1 марта 2015 года утратили силу (подп. «к» п. 1 ст. 11 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ).

Приобретение недвижимости

Ситуация: нужно ли платить земельный налог, если организация купила (получила безвозмездно в качестве вклада в уставный капитал) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется.

Ответ: да, нужно, если земельный участок (его часть) перешел в собственность организации (п. 1 ст. 388 НК РФ).

При приобретении (получении) здания в собственность переход права собственности на землю зависит от нескольких условий.

Если продавец (даритель, учредитель) является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка.

Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения, учредительном договоре). Если же об этом в нем не сказано, к организации переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием.

Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае организация должна будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п.  1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Организация может купить (получить) здание, находящееся на земельном участке, не принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве собственности. В этом случае она приобретает право использовать соответствующую часть земли на тех же условиях, что и продавец (даритель) (п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ). На практике возможны два варианта.

Первый: если организация, купившая (получившая) здание, будет пользоваться землей на правах аренды. В этом случае она не будет признаваться плательщиком земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Второй: если здание, купленное (полученное) организацией, расположено на земельном участке, принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этом случае организация должна будет заключить договор аренды на данный земельный участок или приобрести его в собственность.

Это связано с тем, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным (муниципальным) учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Следовательно, организации такое право не предоставляется.

Поэтому если организация будет арендовать земельный участок, то земельный налог она платить не должна (п. 2 ст. 388 НК РФ). Если же соглашением будет предусмотрено приобретение его в собственность, ей придется платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на данный земельный участок (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п.  1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Крым и Севастополь

Начиная с 2015 года организации Республики Крым и г. Севастополя признаются плательщиками земельного налога. Обязанность по уплате налога возникает, если такие организации владеют земельными участками, которые являются объектами налогообложения. При этом не важно, какими документами подтверждаются их права на землю: российскими или украинскими.

Это следует из положений статей 12, 15 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, статьи 2 Закона от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, пункта 2 статьи 2 Закона от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС, статьи 388 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

Важно: в настоящее время подразделения Росреестра не завершили работу по передаче налоговым инспекциям сведений о земельных участках, принадлежащих организациям Крыма и Севастополя.

В связи с этим многие организации не могут быть поставлены на налоговый учет как владельцы земельных участков, территориально удаленных от их постоянного местонахождения. Однако от обязанности по уплате земельного налога с таких участков организации не освобождаются.

Читайте также:  Срок годности технического паспорта на квартиру

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, ФНС России рекомендует организациям самостоятельно вставать на налоговый учет в качестве плательщиков земельного налога.

Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и копии правоустанавливающих документов на землю (копии украинских документов должны быть с заверенным переводом на русский язык). На основании этих документов организацию поставят на учет и присвоят КПП «41». А при поступлении платежа или декларации по земельному налогу инспекция откроет ей лицевую карточку.

Об этом сказано в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/zemelnyj_nalog/kakoe_imushestvo_oblagaetsya_zemelynim_nalogom/7-1-0-214

Почему мы должны платить налог на землю, если купили её в собственность?

Представьте себе ситуацию. Вы пришли в магазин и купили пылесос. Вы заплатили полную цену, но каждый месяц регулярно должны отдавать продавцу ещё по 20-30 рублей за пользование пылесосом. Пылесос принадлежит Вам по документам, все чеки и бумажки на руках….но всё равно вы должны по-прежнему платить за него, до тех пор, пока вы не продадите или не подарите его кому-то ещё. Даже если он перестанет работать. Точно так же мы платим налог на землю или квартиру, которую честно приобрели на свои деньги.

Согласитесь, ведь это странно?

Понятно, что обязанность россиян платить любые налоги и сборы, которые установит государство, прописана в 57 статье Конституции. Поэтому даже, если введут налог за прыжки с закрытыми глазами на одной ноге, его тоже придётся платить.

Но хотелось бы остановиться на экономической природе уплаты налога на недвижимость. Существует несколько любопытных аспектов, на которые стоит обратить внимание.

1. Налог на землю — это, фактически, арендная плата

Одна из распространенных экономический теорий природы налога такова. Изначальным собственником земли выступает только само государство. Земля — это актив и фактор производства.

Свою землю государство вправе использовать так, как оно хочет, для того, чтобы с помощью него зарабатывать деньги. Продавая землю в собственность человеку, государство теряет возможность самостоятельно использовать эту землю.

Поэтому оно собирает регулярно налог себе в качестве компенсации за то, что не получает деньги само.

Если владелец недвижимости не сможет уплатить налог на землю в течение некоторого времени, государство отбирает у частного собственника эту недвижимость по решению суда. Можно ли считать такую недвижимость действительно частной собственностью? На мой взгляд нет, и это гораздо больше похоже на аренду.

2. Налог на землю — это плата не за землю, а за право

Когда мы приобретаем участок в собственность, то гордо говорим, что теперь земля принадлежит нам. Однако земля как таковая нам принадлежать не может. Нам будет принадлежать право собственности на эту землю.

Право собственности — это наша потенциальная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться данной землей по своему усмотрению.

В данном случае получается, что налоги на землю — это наша плата за возможность самим принимать решение в отношении данной земли.

Обратите внимание на действующую формулировку статьи 400 НК РФ: Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В противном случае формулировка была бы другая: Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие имуществом, признаваемым объектом налогообложения… Чувствуете разницу?

3. Налоги на землю — это плата за безопасность

Земля, дом или квартира находятся на земле и не могут никуда деться с того места, на котором они стоят. Они находятся на территории государства, а, значит, на них также распространяются блага, которые оплачиваются из бюджета. Это проведенные коммуникации, дороги, защита армией. Всё это оплачивается из бюджета, в который нужны деньги.

4. Налог на землю — это плата за использование земли

Ещё один важный аспект и причина, почему мы продолжаем платить налоги на землю после покупки — это принцип платности за использование земли в России. Он закреплен в статье 65 Земельного кодекса РФ.

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Установление платности направлено на решение экономических и экологических задач и позволяет повысить заинтересованность в эффективном использовании земель, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства плодородия земли, сказано в отдельном законе «О плате за землю».

Другими словами, это снова подтверждает тот факт, что частной собственности в чистом виде у нас нет. Есть лишь аренда с регулярными платежами.

Вот таков механизм частной собственности в России. Согласны ли Вы с этим? Пишите в комментариях.

UPD: По многочисленным просьбам читателей на сайте вышла новая статья о том, почему мы платим отдельно налоги на постройки и дома на участках, которые уже оформили в собственность.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a1be2eb799d9de9cef950ae/5cbf1043ae4f3800b29a56d6

Налог на имущество и земельный налог объединят в один

Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г.

Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона.

Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%.

А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них.

Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам.

Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта.

То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости.

И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор.

Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения.

Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв.

метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости.

Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г.

в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России.

Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко.

После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г.

Источник: https://rg.ru/2011/09/06/nalog.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector