Лесная амнистия — что это по законодательству рф?

11 августа 2017 года вступил в силу ФЗ-280 от 29.07.2017г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Для использования в обиходе применяют термин «лесная амнистия».

Основная цель закона устранить противоречия между Единым государственным реестром недвижимости и Лесным реестром в пользу первого. До принятия закона многие землепользователи, чьи земельные участки находились в непосредственной близости с землями лесного фонда, не могли провести межевание, оформить свои постройки из-за наложения с землями лесного фонда.

С момента вступления в силу закона о лесной амнистии, факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка

Соответствующие поправки были внесены в Закон о государственной регистрации недвижимости (статья 60.2).

Если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Иными словами, если у гражданина возникла собственность (или иное право) на земельный участок до 1 января 2016 года и до момента внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка, то данный гражданин имеет право провести межевание своего участка несмотря на пересечение с землями лесного фонда.

Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?

Если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

  • При образовании земельного участка, на котором расположено здание (права на которое возникли до 1 января 2016 года), действует такое же правило: пересечение с лесным фондом не препятствует постановке данного участка на кадастровый учет.
  • *** Орган регистрации прав вносит в ЕГРН уточненные сведения о границах земель лесного фонда в соответствии с предоставленным межевым планом на уточняемый или образуемый земельный участок.
  • До 1 января 2023 года в целях уточнения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется согласовывать часть границы, которая находится в пределах лесничества, лесопарка, если соблюдаются следующие условия:
  1. Земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года
  2. Смежным земельным участком является лесной участок

Кадастровым инженерам будет полезно ознакомиться с разъяснениями Минэкономразвития относительно применении лесной амнистии на практике.

Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?

Источник: https://cadastral-engineer.ru/lesnaya-amnistiya-2017-chto-eto-takoe/

Росреестр объяснил, как воспользоваться "лесной амнистией"

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой — ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?

ВС объяснил, можно ли убрать «посторонние» конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться «лесной амнистией» пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту «РГ» в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина — пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло — грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о «лесной амнистии», участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».

А в Псковской области есть другие примеры, когда «лесная амнистия» начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в «лесной амнистии» — это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки «в связи с уточнением местоположения границ земельного участка». Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу — Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне «занятой городскими лесами, землями лесного фонда».

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог — государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?

ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о «лесной амнистии» шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит «лесная амнистия», граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как «лесная амнистия» заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения «лесной амнистии». В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по «формальным основаниям». Слова, что такие основания являются именно «формальными», не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

  • В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях — это права законных правообладателей земельных участков.
  • Компетентно
  • Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

— Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона.

Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

  1. Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.
  2. Справка «РГ»
  3. Росреестр разъяснил читателям «РГ» на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка.

В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина — участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.

2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Источник: https://rg.ru/2018/01/10/rosreestr-v-2018-godu-zakon-o-lesnoj-amnistii-zarabotaet-v-polnuiu-silu.html

Лесная амнистия

Лесная амнистия - что это по законодательству РФ?

21 июля 2017 года Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (проект № 90991-7)  — Закон о Лесной амнистии.

Напомню, что в конце января 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, который еще до своего появления получил название — Лесная амнистия.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» следует, что существует огромного количество пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Однако в настоящее время применительно к землям лесного фонда данный принцип не в полной мере соблюдается. Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г.

№ 4890/14, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.

Читайте также:  Претензия на возврат денежных средств по договору

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Так, в частности, только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 гектаров.

Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.

№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), одним из принципов этого закона является достоверность реестра.

Однако в настоящее время в связи с существованием огромного количества пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Законопроект регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке

В настоящее время для того, чтобы решить вопрос, связанный с наложением границ участка с землями лесного фонда требуется обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка.

Законопроектом предлагается внести изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы земельных и лесных отношений, а также вопросы подготовки документов территориального планирования.

При этом таким лесным поселкам и военным городкам предлагается придать статус полноценных населенных пунктов с учетом предложений Рослесхоза, что обеспечивает баланс частных и публичных интересов при осуществлении данной процедуры.

Законопроектом устанавливается возможность образования земельного участка без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков в случаях образования из состава земель лесного фонда земельных участков в связи с установлением границ поселков, ранее созданных в целях освоения лесов (лесные поселки), и военных городков.

При этом законопроектом предлагается установить, что орган регистрации прав уведомляет в трехдневный срок со дня внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таких изменениях лиц, права которых и (или) ограничения прав в пользу которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (часть 9 статьи 602 Закона о регистрации проектируемая законопроектом). Кроме того, согласно части 5 статьи 34 Закона о регистрации правообладатели земельных участков уведомляются о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости.

Что такое лесная амнистия? Лесная амнистия -это возможность перевода земель лесного фонда в другую категорию.

Лесная амнистия будет заключаться в том, что если физическое или юридическое лицо оформило право на участок из лесного фонда до 1 января 2007 года, когда вступил в силу Лесной кодекс, и участок не используется в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса («Виды использования лесов»), то можно будет закрепить в кадастре перевод земли в другую категорию.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Изначально была Дачная амнистия, затем  водная амнистия, а теперь ждем, когда будет принят закон о Лесной амнистии.

Кроме того, законопроектом регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.

По мнению разработчиков законопроекта о лесной амнистии реализация его положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся  в государственном лесном реестре в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в государственный кадастр недвижимости.

Напомним, с чего все началось.

Губернатор Московской области Воробьев А. Ю. обсудил с Президентом РФ В. Путиным необходимость проведения лесной амнистии.

Лесная амнистия, по мнению Воробьева А. Ю., необходима из-за наложения данных Государственного лесного реестра и Государственного кадастра недвижимости.

В Московской области таких наложений более 200 тысяч.

Споры о наложении земельных участков и лесных участков сейчас способен разрешить только суд. Данная категория дел рассматривается очень сложно, при этом требуется проведение земельных и землеустроительных экспертиз.

На территории Московской области количество пересечений лесных участков с населенными пунктами, дорогами, водными объектами, садоводческими и дачными товариществами около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 га.

  • Собственники земельных участков, право которых подтверждаются свидетельствами о собственности и записями в Государственном кадастре недвижимости, восприняли новости о лесной амнистии с большим энтузиазмом, так как сейчас по документам Гослесфонда часть их земельных участков — это лесные территории, то есть юридически – это не частная, а федеральная собственность.
  • В чем заключается лесная амнистия, согласно принятому закону:
  • Суть лесной амнистии заключается в следующем:
  1. Не допускается отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может быть обжалован в суд

  1. Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:
  1. 1) в границах населенного пункта;
  2. 2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;
  3. 3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
  4. 4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;
  5. 5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
  6. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:
  7. 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
  8. 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
  9. 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
  1. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
  1. В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа будет создаваться комиссия.
  1. До 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
  • 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
  • 2) смежным земельным участком является лесной участок.
  • Адвокат Светлана Жмурко
  • Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Новости

Последние публикации в прессе (Все публикации)

Источник: http://ya-advokat.ru/lesnaya-amnistiya/

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

18.08.2018

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии».

В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан  на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: размер в 2020 году

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.

На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками.

Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей.

Указанное  условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом  участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ.

Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН –  к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы.

В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители  прокуратуры и МВД России.

Источник: http://orichevskoe.ru/news/detail.php?id=809874

Источник: https://cgiku.ru/lesnaya-amnistiya-i-kak-ej-vospol-zovat-sya/

Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по "лесной амнистии", август 2019

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

  • В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».
  • ПРИМЕР:
  • В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

НОРМЫ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников».

Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е.

его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6.

Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.

Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРАКТИКЕ ЭТИ НОРМЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ «ОТКАЗНЫЕ» РЕШЕНИЯ СУДОВ?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:

Несмотря на то, что «положительных» решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя

: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок. Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;

если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным.

Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче.

Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор). 

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел, WhatsApp 8-908-080-00-35)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/5d7a258a23bf4800ad6a79e9

Лесная амнистия

29 июля 2017 года опубликован Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», иначе говоря, государством начата процедура так называемой «лесной амнистии».

«Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента по итогам заседания Государственного совета, согласно которому необходимо устранить противоречия между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, обратив особое внимание на защиту прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости», — отметила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, представляя проект закона о «лесной амнистии». Замминистра подчеркнула, что в документе предложен принцип приоритета Единого государственного реестра недвижимости, как единственного признанного государством источника сведений о недвижимости и зарегистрированных правах граждан и юридических лиц. «Это закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности, к государственным реестрам», — сказала Виктория Абрамченко».

Если кто-то думает, что «лесная амнистия» организована с целью защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, то он глубоко ошибается.

Государство вынуждено было принять необходимые меры в данной сфере правоотношений в связи с тем, что государственный кадастровый учёт при его формировании просто захлебнулся в коррупционном разворовывании российскими чиновниками государственных земель.

Трудно представить, но только площадь земель лесного фонда, который подмяли под себя чиновники от федерального агентства лесного хозяйства, по просочившейся информации, согласно кадастровому учёту составило в 3 (!) раза больше площади, чем вся территория России.

Читайте также:  Как признать завещание недействительным через суд?

Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия, Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млнга. — из выступления Виктории Абрамченко.

Ещё одним фактором, заставившим государство принять закон о «лесной амнистии», является лоббирование интересов руководителей субъектов Российской Федерации и Застройщиков, успевших «прирезать» к городам значительные участки лесного фонда.

«Как отметил руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко: «В одной только Московской области количество спорных участков составляет около двухсот тысяч, общей площадью около 184 тысяч га, а их рыночную стоимость, по оценке Гринпис – не менее 2 трлн рублей!».

По оценкам Гринпис России, сделанным по данным Публичной кадастровой карты и карты лесного покрова Мэрилендского университета, гарантированно попадают в зону уничтожения 25% лесов ближнего Подмосковья без учёта Новой Москвы.

Еще 31% лесов вообще не поставлены на кадастровый учет, но после принятия «амнистии лесной» их будет легче отнести к землям, предназначенным не для леса, и застроить.

С учетом лесов Новой Москвы ситуация между МКАД и Малым московским кольцом выглядит немного иначе: 21% лесов находятся в зоне практически гарантированного уничтожения, 27% – в зоне риска, связанной с принятием закона о «лесной амнистии», и 11% лесов на территории Москвы тоже в опасности, но по причинам, не связанным с законом о «лесной амнистии». То есть в целом могут быть уничтожены 59% всех лесов на данной территории».

Преступным замыслам лесной мафии, активно содействовали родные донельзя российские суды, точнее говоря, российские судьи, набившие себе к этому времени руку на примере судей Краснодарского края, о чём проинформировал общество судья Дмитрий Новиков. Как работала преступная цепочка в лесной мафии, я расскажу на обобщённом примере.

Например. Получил гражданин А. земельный участок в границах населённого пункта. Оформил земельный участок в собственность либо на праве аренды. Получил необходимые разрешения на строительство жилого дома и иных построек.

Отстроился, ввёл объекты строительства в эксплуатацию, поставил их на кадастровый учёт и зарегистрировал свои права на указанные объекты в Росреестре в установленном законом порядке.

И…стал поживать…Да недолго…Пока не получил иск от Комитета лесного хозяйства субъекта РФ о том, что земельный участок, согласно данным Государственного лесного реестра, принадлежит Российской Федерации, в интересах которой и действуют «лесные братья».

Не могу не отметить откровенное шулерство со стороны государства в части ведения двух Реестров по земельным участкам. Это типа, одна орлиная голова не ведает, что в это время вытворяет вторая. Ну а где в это время находится третья голова, одному Богу известно.

Суды РФ, точнее судьи, выносили судебные решения по таким искам как под копирку …в пользу… правильно – органа государственной власти, за редким исключением, которое, как правило, правилось судьями субъектов РФ в «нужное русло» при помощи «дышла».

Истцу даже утруждать себя не приходилось – достаточно было на клочке бумаги написать всё, что взбредёт в голову и …опа-на, суд принимает доказательство.

Московский областной суд, например, в споре с гражданином, принял от истца в качестве доказательства … Планшет лесоустройства не подписанный должностным лицом и без печати.

Таким образом, вначале гражданин А. лишался прав на земельный участок, который изымался из чужого незаконного владения. А потом гражданин лишался по мановению судейского усмотрения всей недвижимости, возведенной им на указанном земельном участке, которая оказывалась…правильно, самовольной постройкой. Причём лишался гражданин своей же законной недвижимости  за свой счет (!).

Не стоит вспоминать про статью 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на частную собственность. Не стоит вспоминать и про часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту. Если в стране нет права, нет правосудия, то и не будет гарантии на частную собственность.

Не стоит пытаться в законе о «лесной амнистии» найти хотя бы намёк на возмещение государством вреда от преступления, совершенного государством, тем более в лице «Небожителей» от Российской Фемиды. Вы его там не найдёте. Вот и весь Вам «закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности».

Государство решилось исправить ситуацию по безболезненному для себя варианту. Я не буду останавливаться на ситуациях для тех, кому только надо разрешать спор с Комитетами лесного хозяйства, я остановлюсь на ситуациях для тех, кто пострадал от таких судебных актов.

Статьёй 5 указанного закона в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст.

4294) статья 14 изложена в новой редакции. Вот эта статья и представляет особый интерес в деле об амнистии, особенно её часть 3.

Если коротко, то теперь приоритет в споре с «лесными братьями» будут иметь сведения, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, либо указанны в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Исключением из части 3 являются указанные в части 6 земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Причем, независимо от того, установлены на таких земельных участках границы или нет. Но и здесь имеется исключение.

Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 Закона).

Необходимо обратить внимание на такую особенность. Трехмесячный срок для защиты прав и законных интересов граждан начинает течь не со дня опубликования Закона, а со дня выявления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о нарушение имущественных прав РФ, что практически на нет сводит право граждан на защиту своей собственности на таких земельных участках.

Указанным законом придана обратная сила.  Согласно части первой и второй статьи 54 Конституции Российской Федерации «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Таким образом, возникает закономерный вопрос о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу. Не затягивая сути дела и не создавая интриги, скажу, что в ст. 392 ГПК РФ нет такого основания к пересмотру решений судов, вступивших в законную силу.

Как оказалось, не стоит в этом плане ссылаться и на аналогию закона в уголовном праве – статья 10 Уголовного кодекса Российской Федерации.Обратная сила уголовного закона. Законодатель Вам не ГОСДУРА.

Он изобрёл то, что вряд ли может вообще прийти в голову нормальному здравомыслящему человеку и что по существу противоречит не только национальному законодательству в области гражданских правоотношений, но и всей доктрине международного права.

Согласно новым разработкам ГОСДУМЫ, пострадавшим гражданам необходимо подать иск …фактически о пересмотре решения суда, вступившего в законную силу не в процессуальном порядке, а в порядке нового иска по тем же основаниям при участии тех же лиц и по тому же предмету спора.

Да, да, да, именно так и никак иначе, несмотря на законодательный запрет.

Так согласно пункту 2 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон». Но когда и что останавливало наших вольнодумцев-законотворцев? Однако, как говорится, имеем то, что имеем, и нам с этим, к сожалению, работать. Ведь пересмотр судебного акта априори означает незаконность предыдущих судебных актов и полную вину государства. А новый иск – попробуй докажи, а если докажешь, то как минимум ошибку государства. Как будто и не было, ни лесной мафии, ни её преступлений.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.

2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» установлено, что:«Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

При подаче иска необходимо помнить о его дополнении требованиями к Управлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по субъектам Российской Федерации  произвести регистрационные действия по прекращению и внесению соответствующих сведений относительно земельных участков.

Такие иски необходимо подавать и тем пострадавшим, у кого по решению судов были снесены объекты недвижимости как самовольные постройки. После чего следует предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, с обязательным возмещением морального вреда.

Что касается расследования дел «лесной мафии», то я больше чем уверен, что ни один чиновник, ни один судья при этом не пострадает. Да и вряд ли будет какое-либо расследование. Нам всем гораздо важнее следить за тем, как президент великой державы целых два часа гоняется за щукой, как будто в России совсем нет насущных проблем.

Источник: https://pravorub.ru/articles/78428.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector