Признание жилья непригодным для проживания

Жилой фонд постоянно, но все же недостаточно быстро обновляется. Некоторые здания нуждаются в том, чтобы быть признанными аварийными. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. В статье рассказано о том, какое жилье, когда и зачем признают непригодным для жизни, а также, что делать собственникам, чье жилье является таковым.

Какое жилье считается непригодным для проживания

ФЗ РФ №185-ФЗ непригодной (аварийным) признает жилую площадь:

  • находящуюся в опасной для обитания человека зоне (существует риск оползней, сельвы, лавины из снега, подтопления, дом располагается слишком близко к воздушным линиям передач переменного тока, в зоне ЧС);
  • свыше 70% несущих конструкций которой изношены (со временем в стенах и фундаменте появляются не подлежащие заделке трещины);
  • в пределах которой нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы проживания (если исправить ситуацию невозможно без переселения жильцов и разрушения постройки);
  • расположенную вблизи оживленной магистрали (существует предел уровня шума, превышение которого негативно отражается на здоровье).

Невозможно проживать в доме по причине его частичного или полного разрушения под воздействием природной стихии (ураган, наводнение, землетрясение), пожара.

Аварийным дом становится, только если доказано, что, проживая в нем, жильцы рискуют своими жизнями и здоровьем (существует риск обрушения здания, потолка, пола, заражения опасными заболеваниями из-за наличия плесени и вредителей).

При этом отсутствие в доме необходимых коммуникаций (горячая и холодная вода, свет, газ, санузел) не является причиной для переселения по причине непригодности здания для проживания. Это же касается случаев отсутствия лифта или отдаленности мусорных контейнеров, не благоустроенной территории.

Чем отличаются ветхое, аварийное и непригодное для жилья?

Признание жилья непригодным для проживания

Термин «ветхое жилье» встречается в методических пособиях, к примеру, в методичке, касающейся ЖКХ, выпущенной в 2004 г. Ветхими признаются здания, а также отдельные конструкции, изношенностью более 70% для каменных строений и 65% для деревянных. При этом сама конструкция может сохранять прочность и не разрушаться, но жилье для обитания становится непригодным.

Так, иногда дом вполне безопасен, но по причине появившихся в его стенах дырами, сорванной крыши, прогнивших полов жить в нем становится невозможно. Указанное процентное соотношение приблизительно, нигде и никаким документом не закреплено.

Ответственные лица обычно определяют ветхость жилья на глаз, исходя из собственных представлений о том, как должно выглядеть подходящее для обитания здание.

Аварийным считают здание, где жить опасно именно из-за нарушения норм безопасного размещения человека. В ветхом жилье теоретически жить можно (заделать дырку пленкой, подлатать крышу, утеплить стены), в аварийном доме жить опасно, поскольку в любой момент он может разрушиться.

Ветхое жилье способно простаивать в таком состоянии годами, непригодное постепенно разрушается. Из ветхого жилья переселяют реже, чем из того, что признано непригодным. Всегда есть шанс на качественный ремонт или реставрацию, которые вернут зданию не только прежний облик, но и качество.

Непригодное здание редко когда подлежит реставрации или ремонту. Фундамент или стены восстановить невозможно.

Порядок признания жилья аварийным или непригодным для проживания

Аварийным жилье признают после осмотра и вынесения заключения членами специальной комиссии, созванной по просьбе жильцов или ответственных госработников. Происходит это в административном (стандартном) порядке или в ходе судебного заседания (при не согласии с тем, что в доме можно жить или же наоборот с тем, что дом нужно обязательно сносить).

В административном порядке

если владельцы полагают, что здание отремонтировать нельзя, то они обращаются к местным властям. решить вносить или нет недвижимый объект в реестр аварийного жилья, обязана межведомственная комиссия. созыв ее производится в соответствии с постановлением №47 не позже, чем через 30 дней после получения заявления.

в обязанности комиссии входит:

  • составление акта об обследовании здания и отдельных его помещений (подвал, квартира, комната);
  • вынесение заключения о степени пригодности здания к проживанию.

члены комиссии:

  • проверяют состояние несущих и ограждающих конструкций на предмет разрушений и серьезных повреждений;
  • изучают наклоны и прочность лестниц;
  • изучают состояние инженерной системы и соответствие ее санитарным требованиям;
  • осматривают наружные сцены на предмет обеспечения ими необходимой теплоизоляции;
  • убеждаются в защищенности жилья от внешнего природного воздействия (ветра, пыли, дождя, снега).

в состав комиссии могут включить жильца, проживающего в аварийном доме, но у него только совещательная роль, права голоса такой человек не имеет. если дом признан непригодным для жизни, то собственники квартир уведомляются о предстоящем выселении не позже, чем на следующий после вынесения соответствующего постановления день.

собственник жилья вправе потребовать компенсировать ему убытки, связанные с переселением или потребовать полностью возместить стоимость квартиры.

жильцы, владеющие квартирой по договору социального найма, компенсацию требовать не вправе, им выдают равное по площади жилье в новом доме, куда переселяют людей из аварийного жилья. возмещение цены квартиры происходит на основании ст. 32 жк рф и без возможности последующего участия в программе переселения жильцов из старого дома в новый.

Признание жилья непригодным для проживания

пример. гражданин бирюков р.о. потребовал компенсировать ему стоимость квартиры, из которой его планируют переселить. просьба была удовлетворена. спустя некоторое время все жильцы дома переселились в новые квартиры, старое здание снесли. гражданин бирюков новое жилье не получил, поскольку стоимость некогда принадлежащих ему квадратных метров была полностью выплачена.

комиссией исследуются технические характеристики здания (технический паспорт), запрашиваются выписки из егрп. окончательное заключение членов комиссии оформляется в 3 экземплярах. при этом, если голоса членов комиссии равны, то решающий принадлежит председателю.

правила проживания в многоквартирном доме

в случае несогласия жильцов дома с принятым решением, они вправе добиваться признания дома непригодным для проживания в судебном порядке.

в судебном порядке

подать заявление в суд с целью обжалования принятого межведомственной комиссией решения можно в течение 3 месяцев со дня получения сведений о таковом (с.219 кас рф). чтобы доказать безосновательность и ошибочность выводов, к которым пришли члены комиссии, подают ходатайство в суд, содержащее просьбу о проведении строительной экспертизы.

в ходатайстве указывают на необходимость получения у эксперта ответов на вопросы:

  • о состоянии здания, находящегося по конкретному адресу;
  • о возможности провести ремонт здания, реконструировать его;
  • об экономической целесообразности реконструкции или ремонтных работ, способствующих восстановлению здания.

если эксперт выдаст заключение о том, что ни проживание, ни ремонт в здании не являются возможными, то заключение, сделанное межведомственной комиссией, признается судом недействительным. порядок действия в этом случае зависит от того, является гражданин собственником помещения или же владеет им по договору социального найма.

необходимые документы

Чтобы добиться созыва межведомственной комиссии заявитель обязан предоставить:

  • заявление с требованием признать дом аварийным;
  • ксерокопию документов, подтверждающих право собственности;
  • проект преобразования нежилого помещения в жилое, если таковое происходило;
  • отчет специальной организации, привлеченной к обследованию жилья с целью выявления износа и других мешающих проживанию в доме деталей;
  • заключение проектно-изыскательной организации о результате обследования несущих и иных конструкций (иногда в таком заключении нет нужды);
  • письма и жалобы граждан, не удовлетворенных состоянием собственного жилья.

Дополнительно могут потребовать техническую документацию (технический паспорт и план помещения), а также бумаги, подтверждающие право собственности на дом.

Жилье признано непригодным для проживания — что дальше?

Признание жилья непригодным для проживания

Важно, чтобы жилье не просто признали непригодным, но и учли, что оно непригодно также и для ремонта, реконструкции. После получения соответствующего заключения суда или решения комиссии граждане, владеющие жильем по договору социального найма:

  • встают на учет вместе с теми, кто нуждается в улучшении условий жизни (происходит это по месту проживания, обращаются в муниципалитет);
  • добиваются признания их малоимущими (нужны такие документы, как справка о составе семьи, копии поквартирных карточек, копии лицевого счета в банке, документы на жилье, справки с учебы, работы, бумаги, подтверждающие стоимость имущества).

Обычно расселение производится в течение 12 месяцев. Но иногда граждан расселяют в кратчайшие сроки. Обычно это происходит, если дом признают аварийным после сильного пожара, землетрясения, обнаружения, что при его постройке использовали вредоносные и опасные для здоровья человека вещества.

Собственникам квартир никаких действий предпринимать не нужно, они получают новое жилье.

Как происходит переселение из непригодного для проживания жилья

Владельцам аварийного жилья компенсируют расходы, связанные с переездом и стоимостью недвижимости.

Возможны два варианта развития ситуации с переселением:

Владелец квартиры получает другую жилую площадь взамен утраченной при сносе аварийного здания.

При этом оформляют договор об освобождении собственности. Оформляют новые документы на владение конкретной жилой площадью. Собственник переезжает в новый дом в установленный срок.

Собственнику возмещается стоимость квартиры.

Размер компенсации не может быть меньше рыночной стоимости аналогичной жилой площади. Возмещению подлежат также оплата услуг грузчиков и съем квартиры, если заселение по каким-то причинам происходит не в установленные сроки.

Обычно государство соглашается на компенсацию только в том случае, когда в конкретном районе нет свободного жилья (нет свободных квартир, не та площадь, дом, предназначенный под расселение, уже разрушен, а новый еще не закончили строить).

Предоставленная жильцам из аварийного дома площадь должна быть соответствующим образом оборудована – проведены коммуникации, в квартире установлена плита, во дворе есть место под парковку. Условия жизни в новом доме обязаны быть лучше предыдущего. Переселять из одного непригодного жилья в другое, даже временно, собственно также как и переселять в коммунальные помещения, права не имеют.

На выбор переселенцу предоставляют три варианта квартир.

Если он не остановится ни на одном из них, то ему просто компенсируют утраченное жилье (исключение – собственники, владеющие квартирой по договору социального найма, им жилую площадь предоставляют все равно, даже в обход высказанного мнения о таковой). На переезд отводится не менее 6 месяцев со дня получения уведомления о выделении нового жилья.

Не имеют права предоставлять квартиры меньшие по площади тех, что были в собственности. При условии проведения доплаты государство вправе выделить большую площадь, но лишь при наличии таковой. Отправить в другой район или город также не могут.

Непригодным считается дом, жить в котором становится опасно жить по какой-либо причине (разрушение стен, потолка, фундамента, неблагоприятные санитарные условия). При этом различают такие понятия, как ветхое и аварийное жилье. Ветхое подлежит ремонту, аварийное сносят. Для определения судьбы дома созывают специальную комиссию, призванную обследовать жилье.

Источник: https://Oformovich.ru/dom/neprigodnoe-zhile.html

Признание квартиры непригодной для проживания

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Для того, чтобы перевести свое жилье в разряд непригодных, необходимо обратиться с заявлением (приложив пакет документов на недвижимость) в администрацию района о создании специальной комиссии, которая займется оценкой условий конкретного жилья, претендующего на такой статус. Решение может быть обжаловано в судебном порядке. После признания жилья непригодным, собственник имеет право на получение компенсации или другого жилища.

Читайте также:  Выплата 10000 рублей на ребенка от 3 до 16 лет, как получить?

Основные признаки жилья, непригодного для проживания

В нашей стране «квартирный вопрос» стоит достаточно остро, многие люди проживают в аварийных жилых помещениях долгие годы, при этом они имеют право на достойное жилье, которое могут получить, только доказав непригодность своей квартиры для проживания.

Признаки непригодного жилья:

  • Значения санитарных и эпидемиологических показателей имеют существенные завышения (вибрации, шум, скопление химических и биологических веществ в воздухе).
  • Само строение находится на территории, подверженной сходам снежных лавин, селевым потокам, паводкам, землетрясениям и т.д. Только в том случае, если нельзя препятствовать природным явлениям. Такие дома со временем разрушаются и становятся опасными для проживания людей.
  • Слишком близко находятся линии электропередач, при этом они должны создавать на высоте не менее 1,5 м от земли напряженность электрического поля 50 Гц более 1 кВ/м.
  • Здание имеет повреждения вследствие различных аварий, пожаров, техногенных катастроф.
  • Под окнами квартиры находится автомобильная магистраль, из-за которой завышен уровень шума. Если при этом не представляется возможным снизить его показатель при помощи специальных ограждений.

Вышеописанные факторы отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье, проживающих в таком жилье людей, они вызывают различные заболевания от мигрени до раковых болезней. В тоже время нельзя считать жилье непригодным, если отсутствует мусоропровод, централизованное водоснабжение.

  • Пример
  • В течение 30 дней из администрации пришел ответ, в котором ей отказали в ходатайстве по созыве межведомственной комиссии, так как отсутствие лифта в многоэтажном доме не является основанием для признания его непригодным для проживания.
  • Анисимова на время болезни переехала к своей дочери, которая проживает по соседству на первом этаже многоквартирного дома.

Анисимова Валентина Петровна длительное время проживала в квартире на двадцатом этаже многоквартирного дома, в один из морозных дней, поскользнувшись, она упала и сломала левую ногу. С этого момента могла передвигаться только на костылях, но в доме, где она живет, отсутствовал лифт, и она лишилась возможности выходить на улицу. Валентина Петровна решила написать заявление в администрацию своего района, в котором просила признать ее жилье непригодным для проживания, так как отсутствует лифт и поэтому она не может спускаться на улицу самостоятельно.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Жилье может быть признано непригодным только специально созданной комиссией, однако, в случае несогласия с ее решением собственник имеет право обраться в суд (обжаловать).

Административный порядок

Для того, чтобы жилье признали непригодным, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором нужно ходатайствовать о создании межведомственной комиссии с целью установления непригодности жилья для дальнейшего проживания.

В течение 30 суток с момента подачи такого ходатайства, администрацией должен быть инициирован сбор комиссии, о чем самого заявителя уведомляют в письменном виде. Если по истечении ответ не получен, то он имеет право пожаловаться на бездействие в прокуратуру района или суд.

По такому заявлению комиссия проводит исследование жилья с целью установления его непригодности для проживания. По результатам выносится одно из следующих решений:

  • о необходимости проведения капитального ремонта или иных изменений в конструкции квартиры с целью снижения уровня отрицательных факторов;
  • о признании непригодным для последующего проживания в таком жилище людей;
  • о том, что дом является аварийным, который необходимо отремонтировать или снести;
  • о необходимости дальнейшего исследования квартиры.

Источник: http://kvartirniy-expert.ru/vladenie-i-polzovanie/priznat-neprigodnoj-dlya-prozhivaniya/

Жилье непригодно для проживания. Порядок дальнейших действий

Для начала укажем, что общие вопросы обеспечения жильем граждан (в том числе и инвалидов) достаточно подробно проанализированы в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О (опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда РФ», № 6, 2011).

Всем, кого интересует проблема улучшения жилищных условий, настоятельно рекомендуем обратиться к этому определению.

Настоящая статья разбита на пункты для удобства восприятия, кроме того, по тексту статьи имеются ссылки на ее пункты.

Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

  •  ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  •  изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Также в этом положении предусмотрено (п. 34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, жилые помещения со значительным процентом физического износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и/или стенами являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).

Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).

Так, согласно п. 2.3.  Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы — 10 — 20 лет.

Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.

Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%.

Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.

Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений:

  •  о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  •  о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  •  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  •  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  • об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  • Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) — пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.

Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).

Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.

Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).

Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома — ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).

Далее укажем примерный план действий для признания жилого помещения непригодным для проживания (и не подлежащим ремонту).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п. 7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.

При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.

К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов:

  1.  правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),
  2.  заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения,
  3.  заявления, фотографии дома, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Читайте также:  По каким причинам можно оспорить завещание?

Если заявитель не приложит заключение проектно-изыскательской организации и/или правоустанавливающий документ на жилье (при условии, что права на жилье не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость), то заявление возвращается гражданину без рассмотрения.

Для получения заключения проектно-изыскательской организации необходимо обратиться к любой организации, имеющей допуск на выполнение проектных работ и работ по техническому обследованию зданий и сооружений (выданный в установленном порядке – см. ст. 47 и ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с просьбой провести обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

  • Результатом такого обследования и будет заключение проектно-изыскательской организации, которое следует приложить к своему заявлению.
  • В течение 30 дней с момента подачи заявления (с приложением) межведомственная комиссия для оценки жилого помещения должна быть создана местной администрацией.
  • В случае бездействия местной администрации и/или межведомственной комиссии подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).
  • Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений:

  1. о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  2. о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  3.  о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  4.  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  5.  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  6. об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Источник: https://doorinworld.ru/stati/zhile-neprigodno-dlya-prozhivaniya-poryadok-dalneyshikh-deystviy

Основание признания жилого помещения непригодным для проживания

Граждане Российской Федерации обладают конституционным правом на жилище (статья 40 Конституции РФ). Государством создаются правовые предпосылки для реализации указанного права граждан. Получила развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» предлагается стимулировать инвестиции в строительство на основе предоставления застройщикам банковских кредитов на строительство жилья.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» государственными органами и органами местного самоуправления из соответствующего бюджета для отдельных категорий граждан (военнослужащих, спасателей и др.) предоставляется безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья..

В ситуациях, когда жилое помещение становится непригодным для проживания органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов. Это особенно важно в силу того, что дальнейшее проживание в неисправном жилом помещении становится невозможным, поскольку возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В подобных случаях вопрос решения своей жилищной проблемы представляет собой нелегкую задачу для тех граждан, которым занимаемое помещение предоставлялось на условиях социального найма.

Государственная политика поддержки такого в таких случаях может быть реализована на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

  • В соответствии с данной статей ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, и им предоставляется другое помещение на условиях социального найма
  • Однако указанная норма закона зачастую имеет различное толкование, не всегда единообразно понимаются со стороны органов публичной власти и граждан.
  • В рассматриваемой ситуации необходим правовой анализ статьи 51 ЖК РФ в совокупности с положениями других нормативных актов.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Указанный момент (юридический факт) является основанием возникновения правоотношений, связанных с предоставлением жилья

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.

N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии, либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г.

N 286 «Об утверждении положения о федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 196 «Вопросы федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»).

Так, например, в соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д.

При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик.

Законом установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, уровню шума, воздухообмену, вибрации должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасности условий проживания (Ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Заселение в жилые помещения, непригодные для проживания по санитарно-эпидемиологическим показателям, не допускается, а содержание жилого помещения должно отвечать санитарным правилам и нормам, которые утверждены главным санитарным врачом Российской Федерации в САНПИН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Решением межведомственной комиссии осуществляется признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания.

Таким образом, основанием признания жилого помещения непригодным для проживания является решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания.

Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, если ранее занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания. При этом предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.

Выселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и заселение в жилые помещения муниципального жилищного фонда должно осуществляться с учетом установленной нормы предоставления, поскольку только в этом случае гражданин перестает быть нуждающимся в жилом помещении. Если после признания жилого помещения непригодным для проживания провести заселение граждан в другие жилые помещения без учета нормы предоставления, то граждане могут остаться нуждающимися в жилых помещениях и их необходимо принять на учет органом местного самоуправления. Однако последующее предоставление жилого помещения по основаниям обеспеченности общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ

Источник: https://skorovsud.ru/sovetyi-advokata/zhilishhnyie-sporyi/neprigodnyim-dlya-prozhivaniya

Принятие решений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановления предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
Читайте также:  Перерасчет за некачественное предоставление коммунальных услуг

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации, либо Портала), в Администрацию, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (далее — КИС).

Жалобы на решения и действия (бездействие) председателя Администрации подаются в Администрацию.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего, председателя Администрации может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации www.gov.spb.ru, либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Администрации, (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  3. Рассмотрение жалоб
  4. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации, МФЦ.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  7. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, его руководителя и (или) работника решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации. МФЦ. работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Администрации, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация. МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

Указанное решение принимается в форме акта Администрации, МФЦ. КИС.

  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • При удовлетворении жалобы Администрация, МФЦ, КИС принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых Администрацией, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью КИС, работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Администрации, КИС. работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Администрация, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга. непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑60‑51), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ. рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

Источник: https://gu.spb.ru/188675/mfcservice/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector