Новые правила изъятия земельных участков у собственников

Юридическая база знаний › Земельное право

Обновлено: 04.03.2020 4 261 просмотровНовые правила изъятия земельных участков у собственников

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»
П.10, ст. № 32 Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ
П.9,10, ст. № 95 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ
Ст. № 25.2 Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

  • Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
  • Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
  • Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
  • Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Изъятие земельных участков: основания, порядок Ссылка на основную публикацию Новые правила изъятия земельных участков у собственников Новые правила изъятия земельных участков у собственников

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka

Закон об изъятии земельных участков — в 2020 году, для государственных нужд, у недобросовестных собственников, для нужд ФСБ

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

Закон об изъятии земельных участков в 2020 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Читайте также:  Комиссия риэлтора при продаже квартиры: процент

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2020 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

  • Образец постановления об изъятии земельного участка:
  • Новые правила изъятия земельных участков у собственников
  • Новые правила изъятия земельных участков у собственников

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения. В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

  1. Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий
  2. Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  3. Статья 62. Возмещение убытков

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-ob-izjatii-zemelnyh-uchastkov/

Изъятие земельного участка у собственника в 2020 году — в связи с неиспользованием, ввиду его ненадлежащего использования

Землю, принадлежащую по праву собственности, может конфисковать государство. Однако для этого нужны веские основания, подтвержденные законодательными нормами.

Как в 2020 году изымается частный земельный участок? Земли могут изыматься государством. Не имеет значения, кто и на каком основании владеет землей.

Но изъятие возможно лишь на основаниях, прописанных в законе. Когда в 2020 году допускается принудительное изъятие земельных участков у собственников? Какова процедура изъятия частных земель?

Общие моменты

Землепользование относится к наиболее ранним формам владения землей как имуществом для производственных целей. Согласно законодательству земля выступает объектом гражданского права.

В ГК РФ сказано о вероятности изъятия земель из гражданского оборота или ограничения в обороте.

  • Положения Земельного Кодекса РФ предусматривают владение и распоряжение земельными участками по усмотрению собственников.
  • Вместе с тем закон предусматривает прекращение права собственности в отношении земли по определенным основаниям.
  • Для каждого случая изъятия земель предусмотрен определенный порядок и перечень допустимых оснований.
  • В зависимости от причины изъятия финансовый убыток собственника может компенсироваться или оставаться без возмещения.

Что нужно знать

Изъятие частного участка может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Между правообладателем и государственными органами заключается соглашение о выкупе земли.

Читайте также:  Расширение санузла или ванной на жилую комнату в квартире

В цену выкупа включается:

  • рыночная стоимость участка;
  • стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки собственника, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд и обустройство на ином месте.

Основная сложность в этом случае заключается в определении цены участка. Госорганы руководствуются рыночной стоимостью, исходя из результатов проведенной оценки.

Если собственник не согласен, он вправе повести независимую оценку и назвать свою цену.

Правообладатель должен быть письменно извещен об изъятии земли в течение семи дней с момента принятия решения.

Также землевладельцу предоставляется проект соглашения о выкупе с указанием цены и условий. На изучение предложения отводится три месяца. Изъятие земли ранее этого срока допускается только с согласия владельца.

Если договориться мирным путем не удается, применяется принудительное изъятие на основании решения суда. Сумма выкупа определяется судебными органами исходя из рыночной стоимости.

Подача иска возможна не ранее трех месяцев после вручения собственнику проекта соглашения об изъятии участка.

Отметить нужно то, что за объекты, размещенные на участке, но не оформленные в собственность, выкуп не выплачивается.

Подобная недвижимость признается самостроем и возмещения за снос не полагается. Конкретизирует закон и объекты, не учитываемые при расчете суммы возмещения.

Нельзя получить выкуп за объект, если размещение его на участке не соответствует разрешенному виду использования земли.

Актуальность данного вопроса

В большинстве случаев изъятие земель происходит за счет того, что в данных территориях нуждается государство.

Основанием становится строительство крупных инфраструктурных объектов и иных значимых сооружений, которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте.

То есть другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет. Актуальность подобной ситуации особо проявилась в процессе подготовки олимпийских объектов в Сочи.

Аналогичные обстоятельства складываются при строительстве газо- и нефтепроводов, железнодорожных веток, автотранспортных магистралей, линий электропередач, водопроводов и т.д.

Земельные участки, попадающие под изъятие, выявляются на стадии подготовки проекта строительства.

На этом же этапе проводится исследование относительно прав собственности на земли и определяется сумма предполагаемого финансового возмещения за изъятие участков.

Анализ законодательства в данной сфере выявил некоторые несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК РФ.

Источник: http://jurist-protect.ru/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika/

Статья: "Когда могут изъять земельный участок?"

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в  статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны.

В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Для государствен-х или муниципальных нужд В случае ненадлежащего использования земли В случае реквизиции В случае конфискации
Ссылки на нормативную базу ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11) ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ
Категория земель Любая Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства) Любая Любая
Категория правообладателей Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Собственник Собственник
Причины изъятия
  • В исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:
  • 1)  для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;
  • 2)  для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.
  1. Ненадлежащее использование земельного участка:
  2. 1)  неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;
  3. 2)  земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;
  4. 3)  порча земель;
  5. 4)  невыполн-ие обязательств по рекультивации;
  6. 5)  невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления
Основания изъятия Решение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд. Согласие правообладателя или решение суда. Решение уполномоч-го органа государственной власти. Обвинит-ный приговор суда.
Условия изъятия Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд. Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. Принятие решения о реквизиции земельного участка. Вступление в силу обвинительного приговора.
Кто принимает решение об изъятии Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-ния Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти. Суд.
Срок изъятия На постоянной основе. На постоянной основе. На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. На постоянной основе.
Цель изъятия Для выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения. Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз. Для возмещения ущерба и в качестве наказания.
Плата при изъятии За изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.
Можно ли избежать изъятия Нет Да. Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании. Нет. Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества. Нет

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1)  Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования.

В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2)  Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания.

В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

Читайте также:  Порядок уведомления сособственников о продаже доли недвижимости

3)  В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4)  Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5)  В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6)  Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7)  Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Источник: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/obzory-otchety-doklady-o-deyatelnosti-v-sfere-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora/statya-kogda-mogut-izyat-zemelnyy-uchastok-/

Изъятие земли у собственников по новым правилам

Правительственными поправками к законопроекту № 778655-6, о которых я писал ранее (http://zakon.ru/blog/2015/09/11/razvitie_promyshlennyx_zon_prevratitsya_v_razvitie_territorij) предусматривается не только изменение правового регулирования вопросов развития территорий, но и установление новых правил изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

  • Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, дополнив статью 284 (изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением) положением о том, что признаки неиспользования земельных участков определяются в соответствии с земельным законодательством.
  • Статья 285 (изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства) излагается в новой редакции:
  • Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе вызывает значительное ухудшение экологической обстановки или влечет за собой существенное снижение плодородия почв, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.
  • Признаки названной в настоящей статье деятельности определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
  • В действующей редакции основанием для изъятия земельного участка является его использование с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
  • Предусмотренные поправками критерии кажутся более четкими. Для изъятия необходимо будет одновременное соблюдение двух условий:
  • — использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование;
  • — такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Но как быть если деятельность на земельном участке введется в соответствии с его разрешённым использованием (например – строительство), но создает угрозу жизни людей, или сохранению памятникам истории и культуры? Из буквального смысла этой нормы следует, что в таком случае участок изымать нельзя.

Также предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 286, а пункт 2 изложить в новой редакции, закрепив в нем правило о том, что порядок изъятия ненадлежаще используемого земельного участка, определяется земельным законодательством.

Наиболее существенные нововведения содержатся в части поправок, предусматривающих внесение изменений в Земельный кодекс РФ

 В него авторы поправок хотят внести новую статью 44.1 «Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием». Данные основания более подробно воспроизводят рассмотренные выше положения Гражданского кодекса РФ.

Принципиально новой будет являться статья 54.1 «Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника».

Согласно ее положениям, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется у частного собственника по основаниям, определенным в соответствии со статьей 44.

1 настоящего Кодекса после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей признаки, и при условии, что нарушение не устранено.

Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

  1. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный в предупреждении срок орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора (постановления о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности, предупреждения, акта проверки выполнения такого предупреждения и иных необходимых документов) в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.
  2. Заявление об изъятии земельного участка, подаваемое в суд, должно предусматривать следующие требования:
  3. 1) о разделе земельного участка, и продаже одного или нескольких образованных
  4. из него земельных участков, в границах которого (которых) имеются признаки ненадлежащего использования, с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади меньшей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка);
  5. 2) о продаже земельного участка с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади большей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка или если раздел земельного участка не допускается).
  6. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов, понесенных в связи с подготовкой и проведением публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка (в случае проведения таких работ), а также расходов, связанных с возмещением вреда окружающей среде в случае, если вред окружающей среде не был возмещен бывшим собственником земельного участка.
  7. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Очевидно, что это положение нуждается в уточнении, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит составов правонарушений, все признаки которых совпадали бы с основаниями для изъятия земельных участков. Например, часть 1 статьи 8.

8 предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но в ней ничего не говорится про признаки такого использования в виде опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, угрозы сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры. В этом случае необходимо будет либо вносить изменения в КоАП РФ, либо конкретизировать составы правонарушений назначение наказания за совершение которых будет являться основанием для изъятия земли.

Пока в открытых источниках нет информации о том, были ли эти поправки внесены в Государственную Думу, но очень вероятно, что если подобные идеи обнародовались для публичного обсуждения, в скором времени в той или иной форме будут предприняты попытки совершенствования правового регулирования процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/09/18/izyatie_zemli_u_sobstvennikov_po_novym_pravilam

Росреестр разъяснил новые принципы компенсации за изъятие участков и домов в Новой Москве

МОСКВА, 17 января. /ТАСС/.

Собственники и правообладатели недвижимости в Новой Москве теперь смогут получать компенсацию за ее принудительное изъятие для госнужд согласно рыночной стоимости, разъяснила пресс-служба Росреестра суть вступившего в силу 31 декабря 2019 года соответствующего федерального закона.

Ранее в ряде соцсетей возникло обсуждение новых положений, но их суть вызвала ряд вопросов у правообладателей, в том числе каких территорий он коснется и затронет ли частных собственников.

«Законом предусматривается, прежде всего, гарантия собственникам принудительно изымаемой недвижимости в Новой Москве на получение справедливого и равноценного возмещения в размере не ниже ее рыночной стоимости. Теперь в отношении изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд на присоединенных территориях будет действовать общее правило, предусмотренное Земельным кодексом», — приводятся ведомством слова заместителя министра экономического развития РФ — руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.

Она уточнила, что рыночная стоимость объектов будет определяться на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии, а не дню, предшествующему принятию решения об утверждении документации по планировке территории, как это было раньше.

При этом речь идет именно о собственниках частной недвижимости. Прежде складывалась ситуации, когда между утверждением проекта планировки и принятием решения об изъятии в Новой Москве могло пройти несколько лет.

За это время стоимость изымаемого имущества зачастую значительно возрастала, однако это не учитывалось при изъятии имущества.

Между тем, в остальных регионах давно действовали правила определения актуальной рыночной стоимости, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации, но для территории Новой Москвы потребовались теперь отдельные уточнения, так как были выявлены прецеденты занижения стоимости. Соответствующие дела в 2019 году рассматривал Конституционный суд и принял решение в пользу истцов — владельцев недвижимости на присоединенных территориях.

Новый закон также включил положения, направленные на реализацию поручения президента РФ по итогам заседания Государственного совета от 26 июня 2019 года о требованиях, установленных законодательством о зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные и другие).

Фактически закон установил дополнительные правовые гарантии для собственников ранее построенных зданий и сооружений, которые оказались в зонах с особыми условиями использования территории. Это позволит избежать сноса таких объектов на основании ограничений, установленных по старым правилам.

Новые же правила будут разработаны для каждого вида зон и начнут применяться с 1 января 2022 года.

Читать ещё •••

Видео дня. В США поддержат пострадавшую от коронавируса экономику

Недвижимость
,

Виктория Абрамченко
,

Росреестр
,

ИТАР-ТАСС

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/43518333-rosreestr-razyasnil-novye-printsipy-kompensatsii-za-izyatie-uchastkov-i-domov-v-novoy-moskve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector